Помните, как мимо вас ревя двигателем пронесся мотоциклист, уверенно лавирующий в потоке автомобилей? А ведь он тоже когда-то был новичком, который только знакомился с двухколесной техникой. И ключевым навыком любого райдера является переключение передач на мотоцикле. Работа с трансмиссией должна быть отработана до автоматизма, но не все сразу. Для начала давайте разберемся со схемой КПП байка и ее использованием.
Как переключать передачи на мотоцикле?

Хорошо закрепленная теория – прочная основа для практики. Поэтому для начала изучим схему КПП двухколесника. Она выглядит следующим образом:
- Рычаг вниз (до упора) – первая передача.
- Лапка вверх (на 1 щелчок) – нейтраль.
- Последующие поднятия рычага вверх – 2, 3, 4, 5 или 6 передача.
Такая схема актуальна как для старых европейских или советских двухколесников, так и для новых японцев или китайцев.
Обратите внимание: Менять положение рычага лучше всего носком левой ноги. Для удобства можно приобрести специальные сапоги, в которых есть накладка.
Переключение скоростей на мотоцикле: практика и советы
Смена передач на байке должна быть доведена до рефлексов. А самый простой способ добиться этого – тренировка на заглушенном моторе. Это выглядит следующим образом:
- Сядьте на двухколесник и удерживайте его при помощи правой ноги (можно разместить байк на подставке).
- Левой ногой отработайте переключение на первую скорость (вниз).
- Перейдите к схеме на повышение (1-2-3-4-5-6).
- Отработайте понижение (6-5-4-3-2-1).
Последние две схемы должны выполняться моментально, без размышлений. Добавляет сложности и то, что передачи на мотоцикле отображаются только на приборной панели (в некоторых моделях). Если этой опции нет, райдеру придется запоминать, какая скорость включена.
Смена передач в движении

После тренировки можно приступать к практическим занятиям. Проводить их лучше на пустой стоянке или ровной поляне, где вас ничего не будет отвлекать. Сама практика выглядит следующим образом:
- Установите положение лапки на нейтральную передачу.
- Запустите мотор байка.
- Выжмите полностью сцепление (находится слева).
- Переключитесь на 1-ю скорость (рычаг вниз).
- Добавьте немного газа (правая ручка).
- Плавно отпускайте курок сцепления и накручивайте газ.
- Набрать примерно 3500 об/мин.
- Выжать сцепление и перейти на 2 передачу (рычаг вверх).
Сразу разберем актуальный для новичков вопрос: когда выполняется переключение передач на мотоцикле? Здесь нужно ориентироваться на обороты, динамику и скорость байка. Если двухколесник перестал разгоняться, а стрелка тахометра уходит в красную зону (5500-7000 об./мин) – пора повышать передачу. С понижением тоже все просто, если обороты упали или скорость уменьшилась, тогда меняем передачу.
Распространенные ошибки и проблемы
Разобраться, как правильно переключать передачи на мотоцикле, достаточно просто. Но пока этот навык не закрепится в виде рефлекса, вы будете допускать мелкие ошибки. Это обычная ситуация для начинающего водителя. Одной из самых распространенных проблем является положение райдера. Часто водители слегка откидываются назад (как на диване) и выпрямляют руки. Это может привести к падению, ведь при смене передачи может произойти рывок. Идеальным положением будет: руки согнуты и расслаблены, ноги обхватывают байк, корпус слегка наклонен вперед.
Обучаясь, как переключать скорости на мотоцикле, придерживайтесь таких рекомендаций:
- Не загоняйте мотор в красную зону.
- Сбрасывайте газ перед сменой передач.
- Следите за звуком двигателя, скоростью, оборотами.
- При снижении оборотов выжимайте сцепление резко.

Перед тем, как осваивать передачи мотоцикла, сначала привыкните к нему. Сядьте на байк, поиграйтесь с ручкой газа (на холостом ходу), попробуйте ход сцепления, нажмите тормоза. Также попробуйте тронуться без ручки газа, для этого нужно запустить мотор, «воткнуть» 1-ю передачу, приспустить сцепление. Если вы все сделали правильно, двухколесник медленно тронется с места. В таком режиме можно немного проехаться, попробовать слегка выкрутить газ, проверить работу тормозов.
Карта проезда 


Мопеды 


Скутеры 


Скутеры Б/У
Ретро скутеры
Квадроциклы 

Мотоциклы
Аксессуары
Мотошлемы


