Трансмиссия байка – сложный механизм, каждый элемент которого должен работать идеально. Это касается даже мелочей. К примеру, от такой простой процедуры как натяжка цепи на мотоцикле, зависит эффективность передачи крутящего момента на заднее колесо, безопасность райдера, нагрузка на узлы. Слетевший или порвавшийся элемент может намотаться на заднюю ось, что приведет к блокировке колеса. Также перетянутая цепь увеличит нагрузку на вал и подшипники. Поэтому давайте разберемся в нюансах регулировки элемента и правилах его обслуживания.
Какой должна быть натяжка цепи на мотоцикле?
Начнем с того, что проверка цепи байка – регулярная процедура. Выполнять ее нужно не реже, чем через каждые 700-800 км пути. А вот норма провисания элемента зависит от типа байка и его бренда. Лучшим решением будет заглянуть в документацию двухколесника. Но если такой возможности нет, регулируйте цепь мотоцикла по средним показателям допустимого провисания:
- 40-50 мм для кроссовых байков или эндуро.
- 30-45 мм для дорожников, нейкедов, стритбайков.
- 15-25 мм для спортивных двухколесников и мини-байков (питбайков).
- 25-35 мм для чопперов или круизеров.
На большинстве современных байков есть наклейка на подрамнике, где содержатся рекомендации по натяжению цепи мотоцикла.
А вот чтобы измерить провисание элемента, нужно разместить двухколесник на подкате или подставке (вертикально). Затем найдите середину цепи между передней и задней звездочкой.
Вам нужно максимально опустить нижнюю часть цепи и измерить расстояние от маятника до втулки. Теперь поднимите цепь вверх к маятнику и повторите измерения.
Выглядит это таким образом: 40 мм (крайнее нижнее положение) и 5 мм (верхняя точка). Теперь вычисляем провисание: 40 мм – 5 мм =35 мм. Если получившееся число соответствует указанному в документации байка, элемент не нуждается в регулировке.
Как натянуть цепь на мотоцикле?
После того, как вы проверили провисание элемента, можно приступить к его регулировке. Для этого вам нужно:
- Подготовить ключи и смазку (для дальнейшего обслуживания цепи).
- Слегка ослабить гайку на оси заднего колеса. Не нужно полностью скручивать ее, достаточно 3-5 оборотов.
- Корректируйте натяжение цепи мотоцикла регулировочной гайкой или болтом. В процессе вы можете контролировать провисание элемента, чтобы избежать его перетягивания.
- Отрегулировать положение колеса. Заднее колесо мотоцикла должно быть прямо. Чаще всего на маятнике есть отметки, которые помогут выставить его положение.
- Положите на цепь тряпку и проверните колесо. Задняя звезда должна «зажевать» тряпку. Это необходимо, чтобы обеспечить плотное прилегание оси к винтам.
- Заново проверить натяжение цепи.
- Затянуть гайку на задней оси.
- Подтянуть контргайки (если они есть).
На этом регулировка натяжения цепи мотоцикла завершена. Далее райдеру нужно провести ее базовое обслуживание: чистку, смазку.
Обслуживание цепи мотоцикла
Итак, после натяжки цепи можно приступить к ее обслуживанию. Оно состоит из двух этапов: очистки и смазки элемента. Начнем с чистки. Для этого нам потребуется специальная щетка, мягкая тряпка и средство для очистки (можно использовать керосин). Сама процедура выглядит следующим образом:
- Разместите байк на подставке. Заднее колесо должно свободно вращаться.
- Установите нейтральную передачу.
- Снимите защиту цепи (если она есть).
- Нанесите на цепь чистящее средство (можно обезжириватель).
- Пройдитесь щеткой по всем звеньям.
- Ополосните цепь (можно водой) и высушите ее тряпкой.
- Нанесите на элемент смазку.
После обработки мы рекомендуем дать байку отдохнуть в течение 40-60 минут. За это время смазка проникнет во все щели и впитается.
Важно: Не используйте бензин, агрессивную химию и металлические щетки для чистки цепи байка. Такие средства нанесут вред уплотнительным элементам.
Какую смазку использовать?
Главная цель смазки цепи – избавиться от грязи, создать защиту от ржавчины и снизить трение элементов. Для этого можно использовать специальный аэрозоль, керамический или тефлоновый состав, пасту. Первый вариант более простой и удобный. Райдеру нужно лишь распылить аэрозоль на цепь и подождать 20-25 минут.
Более надежным и долговечным решением будет керамический либо тефлоновый состав. Оба средства обеспечивают хорошую защиту после регулировки натяжения цепи. Хотя тефлоновая смазка – не лучший вариант для бездорожья. Она плохо переносит дождь или езду по лужам. Поэтому если вы планируете выбираться на off-road, лучше обработать цепь специальной пастой. Наносить ее придется вручную (кисточкой), но ее стойкость приятно вас удивит.
Популярные смазки для цепи мотоцикла
Когда речь заходит о трансмиссии, экономить на смазке ее элементов не стоит. Хорошее средство – залог стабильной работы байка в самых экстремальных условиях. После регулировки цепи на мотоцикле мы советуем использовать смазку фирм Motul, Liqui Moly или Motorex. Эти средства пользуется популярностью у опытных байкеров из-за своей эффективности и цены. Особенно райдеры оценили средства:
- Ipone Sand Chain. Оно разработано специально для внедорожных мотоциклов, ездящих по песку, болотам, ручьям и грязи. Состав эффективно защищает от налипания абразивов, минимизирует трение и сохраняет эластичность цепи в условиях off-road.
- Motul Chain Lube Factory Line. Универсальный вариант, который подойдет для дорожников, нейкедов, спортбайков, круизеров и т. д. Баланс между хорошим проникновением и длительной защитой делает его оптимальным выбором для повседневной езды.
- Presto Ketten Spray. Выделяется крайне экономичным расходом (баллончика хватить примерно на 6000 км). При этом состав обладает высокой стойкостью к воде и моющим средствам – смыть его практически невозможно.
- Liqui Moly Kettenspray Enduro. Один из лучших вариантов в среднем ценовом сегменте. Разработан с прицелом на эндуро и внедорожные поездки, но прекрасно проявляет себя и на обычных городских мотоциклах.
- CRC Adhesive Lubricant. Более доступный аналог средств от Liqui Moly. Имеет схожие адгезионные и защитные свойства, особенно хорошо показывает себя в условиях грязной и мокрой трассы.
У каждой смазки есть свои уникальные фишки, вроде дополнительной защиты от коррозии или устойчивости к влаге. Поэтому при покупке средства учитывайте условия эксплуатации транспортного средства. И помните, экономя на смазке и забывая регулировать натяжение цепи на мотоцикле, вы подвергаете себя опасности!